Бубен – один из самых древних музыкальных инструментов. История бубна начинается с незапамятных времен тогда, когда самые уважаемые люди в племени – таинственные шаманы исполняли свои ритуальные танцы на любом важном событии, происходящем в жизни человека (это могла быть свадьба, охота или похороны).
Конструкция первых бубнов была достаточно простой – одна сторона широкого (10 см) круглого деревянного обода, диаметр которого мог быть 40-50 см (обечайка) была обтянута кожаной мембраной. А внутри самого обода иногда вставляли колокольчики и бубенчики, звон которых был слышен при каждом ударе. Считается, что появление бубна в Азии стоит отнести к эпохе бронзового века (II — III век).
Популярность инструмента намного возросла после того, как он попал на Ближний Восток, а затем и в Европу, дойдя, таким образом, до Английских островов и достигнув Северной Ирландии. В XVIII веке «конкурентом» бубну становится барабан, имеющий цилиндрическую форму, который и будет в дальнейшем родоначальником всех современных барабанов. Тамбурин был придуман французскими пастухами, любителями использовать его как аккомпанемент во время игры на флейте. Тамбурин отличался от бубна шириной обода и более мягким звучанием, причем, для игры на нем требовались специальные палочки.
В дальнейшем у бубна произошли изменения в его конструкции: не стало кожаной мембраны, остались только железные звенящие вставки и обод. Бубен – это уникальный музыкальный инструмент, его можно встретить у народов всех известных культур, будь то узбеки, или армяне, или индейские североамериканские племена.
История бубна на Руси начинается со времен княжества Святослава Игоревича, назывался он тогда (в X веке) ратным, в качестве военно-музыкального инструмента он был включен во все походы и считался знаком командного достоинства. Выглядел бубен как сосуд, обтянутый мембраной из кожи. А для извлечения звука из него пользовались специальными колотушками. Уже позднее бубен становится неотъемлемым атрибутом при проведении масленичных гуляний. Шуты и скоморохи использовали его, чтобы зазывать гостей в хоровод. Теперь это был уже более привычный для нас музыкальный инструмент, имеющий деревянный обод.
Наиболее часто бубен используют в шаманской практике, где с помощью инструмента удается довести человека до гипнотического состояния. Добиться этого можно было при повторении ударов, которые выполнялись с определенной частотой. При этом совсем необязательно, чтобы ритмический рисунок ударов был постоянным. Он может меняться, то затихать, то увеличиваться, как бы раскачивая сознание шамана, который, исполнив свой танец, способен общаться с духами.
Классический шаманский бубен обязательно обтянут бараньей или коровьей кожей, для ее натягивания применялись кожаные шнурки, которые затем на внутренней стороне инструмента закреплялись металлическим кольцом. Он считался личным инструментом хозяина, и никому не разрешалось к нему прикасаться. Каждый шаман сам изготавливал свой бубен. Перед тем, как начать делать бубен, шаман должен был выдержать своеобразный пост. Требовалось привести в порядок свои мысли (очистить) и на некоторое время отказаться от телесных наслаждений. И только выполнив все эти обязательства, шаман мог приступить к созданию ритуального инструмента.
Бубен Средней Азии носит название даф, распространен он и в странах Ближнего Востока. Для его обтягивания использовали кожу осетра, а для создания звенящего звука (во время исполнения) к ободу дафа крепили металлические кольца, количество которых достигало до 70 штук. На инструменте, требующем особой техники исполнения, можно было играть пальцами, а иногда шлепками. Для мембраны индийского бубна – канджиры, использовали кожу ящерицы, отчего инструмент имел удивительные музыкальные свойства.
Как ни странно, но историю бубна составляют не только этнические инструменты. В наши дни в симфонических оркестрах широко используются бубны оркестровые. У них железный обод и пластиковая мембрана. Получается, что простой инструмент может быть очень даже универсален.