Большая коронационная карета

Большая коронационная карета

Со времен Петра Великого и до XIX века основным и, пожалуй, единственным видом транспорта были кареты. Именно на них жители Европы перемещались из города в город, меняя лошадей на постоялых дворах. До начала XVII века, когда в России появились первые кареты, люди перемещались либо верхом на лошадях, либо в запряженных телегах или санях (конечно же, только в зимний период). А начиная с XVII века, кареты активно стали использовать не только представители высших слоев общества, но и простые горожане.

Большая коронационная карета

В октябре 1721 года состоялось венчание на престол Петра I в титуле императора. Несколько позже, в 1724 году, его супруга Екатерина I венчалась на трон. Именно для этого торжества Петром I и была заказана большая коронационная карета. Работу выполняли французы – мануфактура Гобеленов. Карета была выполнена из дерева, украшена резьбой и росписью. Однако доставить такую красавицу из Парижа в только строящуюся столицу на Неве оказалось очень непросто из-за отсутствия дорог. Либо их вообще не было, либо они были непригодны. По этой причине карету доставили с некоторыми поломками, которые, впрочем, быстро устранили. Таким образом, Петр Великий основал новую традицию, и торжественные события, посвященные коронации всех представителей династии Романовых, проходили с участием этой кареты.

Большая коронационная карета

Теперь несколько слов о том, как выглядела эта чудо-карета. Корпус был изготовлен из дерева, покрытого толстым слоем позолоты. Его расписал известный французский живописец Франсуа Буше. Кроме этого на карете было много резных украшений. Внутренняя ее часть обита плюшем и бархатом с вышивкой. В салоне есть восемь окон, каждое из которых занавешивается плотной занавеской. Для его оформления использовался конский волос и несколько видов кожи. Кроме этого салон украсили резьбой и росписью маслом. Как и полагается, царская карета была увенчана золотой короной, расположенной на крыше. Колеса крепились на железные ободья, причем передние были практически в два раза меньше задних, что значительно уменьшало тряску при движении и придавало конструкции маневренность.

Помимо внешнего вида, карета выделялась еще и своими нестандартными размерами. Как известно рост Петра I составлял 2,03 м, поэтому ее нужно было сделать достаточно высокой, чтобы император не испытывал неудобства при посадке. Несколько позже, по приказу Екатерины II заднюю часть кареты дополнительно украсили коронами с изображенными на них ангелами.

Большая коронационная карета

Большую коронационную карету можно видеть на снимках, сделанных по случаю коронации Николая II – последнего российского императора. На них императрица Мария Федоровна вместе с Николаем Александровичем в нее садятся. Сегодня коронационная карета находится в Эрмитаже, однако попала она туда лишь в 1929 году. До этого времени ее хранили в Московском музее игрушек. Во время Великой Отечественной войны она была повреждена, когда в крышу здания Эрмитажа попал немецкий снаряд. После войны началась масштабная реставрация кареты. Ее проводили совместно лучшие советские и американские специалисты. Кроме этого привлекались мастера по резьбе и по работе с позолотой, кузнецы, литейщики по бронзе, художники, чеканщики. Большую коронационную карету дома Романовых имели возможность видеть в Японии и в Соединенных штатах, где она выставлялась.