История ЗАЗ-965

История ЗАЗ-965

Один из самых распространенных малолитражных автомобилей Советского Союза, имеющих большой успех у населения – это ЗАЗ -965, более известный как «Запорожец», или в народе просто — «горбатый». На протяжении периода 1960-1969 годов советский автопром успел выпустить более 320 000 машин этой модели.

История ЗАЗ-965

История появления «Запорожца» начинается с огромного количества телеграмм и писем граждан о необходимости создания и производства недорогого автомобиля для населения. Именно поэтому его можно назвать поистине народной машиной.

История ЗАЗ-965

История ЗАЗ-965

В середине 50-х годов XX века остановился выпуск легкового авто на 4 пассажирских места марки «Москвич-401». Вместо него стали изготавливать «Москвич-402». Он уже был больше по габаритам, да и цена увеличилась почти вдвое, что существенно не понравилось потребителям. Это и привело к необходимости создания более доступного транспортного средства.

История ЗАЗ-965

Так начались разработки нового автомобиля «для людей». Был изучен опыт других стран, поэтому прототипом  ЗАЗ-965, на основе которого и создавался авто, стал Fiat 600 итальянского производства. Причем, изначально «Запорожец» назывался НАМИ по наименованию исследовательского института, сотрудничавшего с московским автозаводом при работе над машиной. Для достижения компактных размеров автомобиля было принято решение о размещении двигателя сзади, что позволило отдельно не устанавливать трансмиссию.

История ЗАЗ-965

История ЗАЗ-965

Интересно определялась стоимость «горбатого». Сравнительным эквивалентом послужила цена бутылки водки. Так было установлено из-за произошедшей в 1961 году деноминации, когда 18 рублей за бутылку превратились в 1 р. 80 коп. Вот и стоимость авто за период 1960-1961 годы составляла около 18 000 рублей, а уже с 1961 – стала 1800 рублей! Если рассматривать доходы населения, то нужно было около 15-ти средних зарплат работника, чтобы он спокойно мог накопить необходимую сумму на заветную машину.

История ЗАЗ-965

История ЗАЗ-965

Свое название «Запорожец» получил, когда после завершения всех предварительных разработок было организовано его массовое серийное производство. Так случилось, что изготовление происходило не на автозаводе в Москве, поскольку тот был полностью загружен выпуском иных моделей, а на автозаводе на Украине в Запорожье, который раньше выпускал сельскохозяйственный транспорт.

История ЗАЗ-965

История ЗАЗ-965

Автомобилю присвоили марку ЗАЗ-965. Особенностью машины был образовавшийся в задней ее части своеобразный «горб», в соответствие с чем, и прижилось прозвище «горбатый».

История ЗАЗ-965

Сегодня «Запорожец» уже не так популярен как раньше. Но и сейчас это авто можно встретить на улицах городов, причем, хорошо сохранившиеся  экземпляры могут стоить до нескольких тысяч американских долларов. Хотя в современном мире народный ЗАЗ-965 считается все-таки неотъемлемой культовой частью СССР.